23 КЫЛЕХЫ
«Лысецек, инч ес асоҳым индзи баштпануши һомар»
Павелы баштпанӓгу джиштутины хумпмы гадҳадз машткацы ар̄ач һыну Синедрионин ар̄ач
Ар̄ывадзӓ Деяниях 21:18—23:10
1, 2. Ори Павелы эгав Ер̄усалим һыну инч ԥор̄цутинни ын һоз р̄аст эгоҳӓ?
ИЕРУСАЛИМ! Снова Павел идёт по его узким, шумным улицам. На протяжении столетий Иерусалим был центром поклонения Иегове на земле. Большинство жителей гордятся его славным прошлым. Павел знает, что многие христиане в этом городе придают слишком большое значение Моисееву закону. Это мешает им перестроиться и начать поклоняться Иегове по-новому — так, как он этого хочет. Поэтому ещё в Эфесе Павел решил пойти в Иерусалим, чтобы оказать живущим там христианам не только материальную, но и духовную помощь (Деян. 19:21). Хоть он и предвидел, что в Иерусалиме его ждёт опасность, он всё равно пришёл сюда.
2 С какими испытаниями столкнётся Павел в этом городе? Одно из них связано с тем, что некоторые христиане поверили слухам о нём. Но ещё больше трудностей ему создадут враги Христа. Они выдвинут против Павла ложные обвинения, побьют его и будут угрожать убить. Во время этих бурных событий Павлу представится возможность выступить в свою защиту. Его смирение, мужество и вера служат превосходным примером для современных христиан. Давай поговорим об этом подробнее.
«Ынер нӓйрецин ԥар̄к дывуш Астыдзун» (Деяния 21:18—20а)
3—5. а) Вум ар̄ач хосергу Павелы һандипумин сырын Ер̄усалимин һыну инч ын бадмец? б) Инч менк сорвинкку ынди, инчпес госнер ирицнун һед Павелин һандипумы?
3 На следующий день после того, как Павел и его спутники пришли в Иерусалим, они встретились со старейшинами собрания. В Библии не говорится, что кто-либо из апостолов там присутствовал. Возможно, к тому времени все апостолы разъехались, чтобы служить в других частях мира. Но в Иерусалиме всё ещё находился Иаков, брат Иисуса (Гал. 2:9). И встречу, на которой собрались Павел и все старейшины, скорее всего, возглавлял именно он (Деян. 21:18).
4 Павел поприветствовал старейшин и «начал подробно рассказывать о том, что́ Бог совершил среди других народов благодаря его служению» (Деян. 21:19). Можно только представить, как братьев воодушевил рассказ Павла! Подобным образом и нам сегодня очень приятно слышать о том, что многие люди в других странах принимают весть о Царстве (Прит. 25:25).
5 В какой-то момент Павел, скорее всего, упомянул о пожертвованиях, которые он принёс из Европы. Забота и помощь братьев, живших так далеко, наверняка растрогала старейшин в Иерусалиме. Об этом можно судить по их отклику на его речь: «Они стали прославлять Бога» (Деян. 21:20а). Так же и в наши дни те, кто сталкивается с бедствиями или серьёзной болезнью, ценят поддержку и своевременную помощь братьев и сестёр.
Шадеры һынчук һимиӓл «ашхуж гинӓ баштпанингу оренкы» (Деяния 21:20б, 21)
6. Вер зорутинин масин имац Павелы?
6 Затем старейшины сообщили Павлу, что в Иудее была проблема, касавшаяся лично его. Они сказали: «Видишь, брат, сколько евреев поверило! Тысячи! И все они ревностные защитники закона. Но до них дошли слухи, что евреев, которые живут среди других народов, ты учишь отступничеству от закона Моисея, призывая их не делать обрезание детям и не следовать обычаям» (Деян. 21:20б, 21)a.
7, 8. а) Инч сыхал митк ынуши ҵев унейны Иудея гиноҳ христианнун шадеры? б) Ори гарелиӓ асуш, һынор еврей ыллоҳ христианнин һавадаримейны Еговин, чашадз-ор ынер сыхал миткы гынейны?
7 Почему так много христиан по-прежнему ревностно защищали закон Моисея, хотя прошло уже более 20 лет с тех пор, как Бог его отменил? (Кол. 2:14). В 49 году н. э. апостолы и старейшины встретились в Иерусалиме и отправили в собрания письмо, в котором объяснялось, что христианам из неевреев не нужно делать обрезание и соблюдать Моисеев закон (Деян. 15:23—29). Но в письме не упоминались верующие из евреев, многие из которых не понимали, что закон Моисея был отменён.
8 Хоть у верующих из евреев и были неправильные представления, они оставались верными христианами. Ситуация была бы совсем иной, если бы обычаи прежней веры продолжали соблюдать христиане, которые раньше были язычниками. Но Моисеев закон дал сам Иегова. Этот закон не имел ничего общего с демонами и не был плох сам по себе. Тем не менее он был связан со старым соглашением, а христиане уже находились под новым. Теперь для того, чтобы поклоняться Богу правильно, не требовалось соблюдать соглашение закона. Христиане из евреев, которые были ревностными защитниками закона Моисея, не до конца это понимали. Им нужно было привести своё мышление в согласие с новыми истинами, которые постепенно открывал Иегова, и развить доверие к христианскому собранию (Иер. 31:31—34; Луки 22:20)b.
«Қу масид лысвадз хабары судӓ» (Деяния 21:22—26)
9. Инч сорвеҵынергу Павелы Маисейин оренкин масин?
9 Что можно сказать о слухах, будто Павел учил евреев, живших среди людей из других народов, «не делать обрезание детям и не следовать обычаям»? Павел был апостолом для неевреев, и он поддерживал решение о том, что им не нужно подчиняться закону. Он также опровергал ошибочные взгляды тех, кто пытался убедить христиан-неевреев делать обрезание в знак подчинения закону Моисея (Гал. 5:1—7). Путешествуя, Павел проповедовал радостную весть также и евреям. Он, несомненно, разъяснял искренним людям, что со смертью Иисуса закон Моисея был отменён. Теперь праведности можно было достичь благодаря вере, а не соблюдению закона (Рим. 2:28, 29; 3:21—26).
10. Ори гарелиӓ асуш, һынор Павелы шидаг гашер Маисейин оренкин һыну абрезаниин вырын?
10 Тем не менее Павел не осуждал тех, кто хотел и дальше для спокойствия своей совести соблюдать некоторые иудейские традиции, например не работать в субботу или не есть определённую пищу (Рим. 14:1—6). Кроме того, он не устанавливал правил и в отношении обрезания. Павел даже сделал обрезание Тимофею. Иначе евреи относились бы к Тимофею с недоверием, ведь его отец был грек (Деян. 16:3). Делать обрезание или нет, каждый решал сам. Павел сказал галатам: «Не имеет значения ни обрезание, ни необрезание — имеет значение только вера, которая проявляется в любви» (Гал. 5:6). Но если бы кто-то сделал обрезание, чтобы соблюсти закон, или считал, что иначе невозможно получить одобрение Иеговы, это говорило бы о недостатке веры.
11. Ирицнин инч хырад дывин Павелин, һыну инч ыну бидуер ынуш? (Ашӓ сноскын.)
11 Хотя эти слухи были сильно преувеличены, они всё же вызывали беспокойство у христиан-евреев. Поэтому старейшины предложили Павлу сделать следующее: «У нас есть четыре человека, которые дали обет. Пойди и соверши вместе с ними обряд очищения и оплати их расходы, чтобы они могли остричь волосы. Тогда все поймут, что слухи о тебе неверны и что ты по-прежнему соблюдаешь закон» (Деян. 21:23, 24)c.
12. Инчпес Павелы эревҵуц, һынор һазырӓ лысуш ирицнун?
12 Павел мог бы возразить и сказать, что дело не в слухах о нём, а в том, что христиане из евреев чересчур ревностно защищали закон Моисея. Но Павел был готов поступить так, как его попросили старейшины, потому что это не нарушало Божьих принципов. Ранее он писал: «Для людей под законом я стал как человек под законом (хотя сам я не под законом), чтобы помочь тем, кто под законом» (1 Кор. 9:20). В этом случае Павел сделал то, что посоветовали старейшины из Иерусалима, и стал «как человек под законом». Тем самым он подал нам прекрасный пример того, как сотрудничать со старейшинами и не настаивать на своём (Евр. 13:17).
«Споннецек ыну!» (Деяния 21:27—22:30)
13. а) Ори еврейнин ԥунд һонецин Астыдзун доны нес? б) Инчпес Павелы гайцав халысил ур гянкы?
13 В храме было неспокойно. Когда дни обета подходили к концу, евреи из провинции Азия заметили Павла в храме, ложно обвинили его в том, что он привёл туда неевреев, и устроили беспорядки. Не вмешайся трибун, Павла забили бы до смерти. Этот римский военачальник арестовал Павла. (С того момента Павел провёл в заключении более четырёх лет.) Но жизни апостола по-прежнему угрожала опасность. Когда трибун спросил евреев, почему они напали на Павла, те стали выкрикивать разные обвинения. В такой неразберихе военачальник ничего не мог понять. В итоге римским воинам пришлось буквально взять и вынести Павла оттуда. У входа в казармы апостол сказал трибуну: «Прошу тебя, позволь мне обратиться к людям» (Деян. 21:39). Тот согласился, и Павел стал смело защищать свою веру.
14, 15. а) Инч Павелы паҵадр̄ец еврейнун? б) Инч ӓрав трибуны, һынор һаскынна, ори еврейнин ԥунд һонецин?
14 «Послушайте, что я скажу в свою защиту», — начал Павел (Деян. 22:1). Он обратился к толпе на еврейском языке, и люди притихли. Павел объяснил им, почему стал последователем Христа. При этом он умело привёл факты, которые евреи при желании могли проверить. Скорее всего, некоторые из присутствовавших знали, что Павел обучался у знаменитого законоучителя Гамалии́ла, а также преследовал учеников Христа. Но на пути в Дамаск ему в видении явился воскресший Иисус и заговорил с ним. Спутники Павла видели яркий свет и слышали звук голоса, но не понимали того, что говорилось. (Смотри комментарии к Деян. 9:7; 22:9, nwtsty-E.) Так как от видения Павел ослеп, им пришлось вести его в Дамаск. Там Ана́ния — человек, уважаемый среди евреев той местности, — совершил чудо, вернув Павлу зрение.
15 Далее Павел сказал, что, когда он вернулся в Иерусалим, в храме ему явился Иисус. После этих слов евреи возмущённо закричали: «Избавьте землю от этого человека! Он должен умереть!» (Деян. 22:22). Чтобы спасти Павла, трибун приказал увести его в казармы. Решив выяснить, по какой причине евреи требуют смерти Павла, трибун приказал высечь его и допросить. Но Павел сказал, что, поскольку он римский гражданин, бить его без суда незаконно. Подобным образом поступают и служители Иеговы в наши дни. Отстаивая право исповедовать свою религию, они порой прибегают к юридической защите. (Смотри рамки «Римское право и римские граждане» и «Современные юридические сражения».) Услышав, что Павел — римский гражданин, трибун понял, что это дело придётся вести по-другому. На следующий день он привёл Павла в Синедрион, верховный еврейский суд, который специально собрался по этому случаю.
«Ес фарисейим» (Деяния 23:1—10)
16, 17. а) Бадмӓ, инч ыҳав, епор Павелы нӓйрец хосуш Синедрионин ар̄ач. б) Инчпес Павелы эревҵуц ур мазлум ыллушы, епор ыну пейнин тыввин?
16 Защищаясь перед Синедрионом, Павел вначале сказал: «Братья, до сих пор я жил так, что моя совесть чиста перед Богом» (Деян. 23:1). Реакция на эти слова была моментальной. В библейском повествовании говорится: «Тогда первосвященник Ана́ния приказал тем, кто стоял рядом с Павлом, ударить его по губам» (Деян. 23:2). Это было настоящее оскорбление! Очевидно, что первосвященник относился к Павлу с нескрываемым предубеждением. Не успел апостол выступить в свою защиту, как его уже заклеймили как лжеца. Поэтому Павел сказал: «Бог будет бить тебя, стена побелённая! Ты сидишь здесь, чтобы судить меня по закону, а сам нарушаешь закон, приказывая бить меня!» (Деян. 23:3).
17 Некоторые застыли в изумлении — не оттого, что Павла ударили, а от его слов! Они возмущённо спросили: «Божьего первосвященника оскорбляешь?» Ответ Павла показал, что он смиренный человек и уважает закон. Он сказал: «Братья, я не знал, что он первосвященник. Написано же: „Не оскорбляй начальника своего народа“» (Деян. 23:4, 5; Исх. 22:28)d. Теперь Павел решил действовать по-другому. Зная, что Синедрион состоит из фарисеев и саддукеев, он воскликнул: «Братья, я фарисей, сын фарисея. Меня судят за то, что я верю в воскресение мёртвых» (Деян. 23:6).
18. Ори Павелы астав «Ес фарисейим», һыну инчпес гайнонк ынди оринаг ар̄нул, епор қарозинкку уриш һаватки машткацы?
18 Почему Павел назвал себя фарисеем? Потому что он был «сыном фарисея», то есть из семьи, принадлежавшей к этой секте. Поэтому многие могли по-прежнему причислять его к фарисеямe. Но разве Павел мог разделять представления фарисеев о воскресении? Те были убеждены, что душа бессмертна и что души праведных снова будут жить в человеческих телах. Павел так не считал. Он верил в воскресение, которому учил Иисус (Иоан. 5:25—29). Всё же Павел был согласен с фарисеями в том, что есть надежда на жизнь после смерти, тогда как саддукеи это отрицали. В служении мы тоже пытаемся найти что-то общее с людьми из разных христианских конфессий. Например, можно сказать им, что мы, как и они, верим в Бога. Пусть для них Бог — это Троица, а мы поклоняемся Богу, о котором говорится в Библии. Но все мы признаём существование Творца.
19. Ори Синедрионин судиынин ирар һед уймиш эгон һеч?
19 Из-за слов Павла в Синедрионе разгорелся жаркий спор. В повествовании говорится: «Поднялся крик, и некоторые учителя закона из фарисеев встали и возмущённо заявили: „Мы считаем, что этот человек не сделал ничего плохого. Ну а если с ним говорил дух или ангел...“» (Деян. 23:9). Одно лишь упоминание о том, что с Павлом мог говорить дух или ангел, вызвало негодование у саддукеев, которые в них не верили. (Смотри рамку «Саддукеи и фарисеи».) Разногласия усилились настолько, что трибуну снова пришлось спасать апостола (Деян. 23:10). Но евреи не оставили попыток убить Павла. Об этом мы узна́ем из следующей главы.
a Поскольку в Иерусалиме было столько христиан из евреев, там, вероятно, было много собраний, которые проводили встречи в частных домах.
b Через несколько лет апостол Павел написал Письмо евреям. В нём он доказал превосходство нового соглашения, которое упразднило старое. Христиане из евреев могли воспользоваться убедительными доводами Павла в разговоре с враждебно настроенными сторонниками иудаизма. Более того, эти доводы наверняка помогли некоторым христианам, придававшим Моисееву закону слишком большое значение, точнее понять истину (Евр. 8:7—13).
c По мнению учёных, эти мужчины дали обет назорейства (Чис. 6:1—21). Закон Моисея, согласно которому давался такой обет, был уже отменён. Всё же Павел, вероятно, подумал, что нет ничего неправильного в том, если эти мужчины исполнят данный Иегове обет, а он пойдёт с ними и оплатит их расходы. Нам неизвестно, какой именно обет они дали. Но Павел, конечно, не стал бы одобрять принесение в жертву животного (как это делали назореи). После того как в жертву была принесена жизнь Христа, такие жертвоприношения больше не могли искупать грехи. Как бы то ни было, Павел не пошёл бы наперекор своей совести.
d Как полагают некоторые, у Павла было слабое зрение и поэтому он не узнал первосвященника. К тому же Павел так долго не был в Иерусалиме, что вполне мог не знать, кто в то время был первосвященником. Или, возможно, из-за большого скопления людей апостол просто не увидел, кто именно приказал его ударить.
e В 49 году н. э., когда апостолы и старейшины обсуждали, нужно ли неевреям подчиняться закону Моисея, среди присутствовавших были и «поверившие в Иисуса фарисеи» (Деян. 15:5). Хотя эти люди стали христианами, из-за своего прошлого они в какой-то мере всё ещё ассоциировались с фарисеями.